Спасательное оборудование маломерных судов

Общие требования

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями Международной конвенции СОЛАС-86, которая определяет минимальный уровень требований по оборудованию и снабжению судов устройствами для спасения людей. Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований СОЛАС-86, но только в сторону ужесточения.

Индивидуальные спасательные средства

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Спасательные круги

В зависимости от назначения и длины суда снабжаются спасательными кругами в количестве 2—30. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-86 и Российского морского регистра судоходства.

Спасательные жилеты

Число спасательных жилетов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места.

Гидрокостюмы и теплозащитные средства

Основным недостатком спасательных жилетов является полное отсутствие теплозащиты, поэтому время выживания терпящих бедствие, одетых в спасательные жилеты полностью зависит от температуры морской воды и в зимнее время измеряется минутами.

Спасательные сети

При помощи традиционных спасательных средств довольно сложно оказать помощь человеку, терпящему бедствие в море. Требуются маневры судна и спуск на воду спасательной шлюпки, на что затрачивается немало времени. Операции по тревоге «Человек за бортом» особенно усложняются в штормовых условиях и при низких температурах морской воды, когда время выживания человека в море крайне ограничено.

Спасательные шлюпки

Для спасения экипажа и пассажиров основным активным спасательным средством являются шлюпки. Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на судне.

Снабжение шлюпок

В соответствии с требованиями международных конвенций и Морского регистра России снабжение должно обеспечивать эксплуатацию шлюпок в дневное и ночное время, подачу сигналов бедствия и жизнедеятельность людей.

Дежурная спасательная шлюпка

Это новый тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море). Длительное время в качестве дежурных спасательных шлюпок использовали штатные спасательные шлюпки, одну из которых спускали на воду по тревоге «Человек за бортом». Операция по спуску штатных бортовых шлюпок требует определенного времени, а в штормовых условиях сильно затруднена.

Шлюпки свободного падения

Конструкция шлюпочного устройства традиционного типа должна обеспечивать спуск спасательных шлюпок при крене до 20° и дифференте до 10°. Однако схема спуска шлюпки (рис. 1) показывает, что выполнение этих условий при боковой качке судна можно считать сомнительными.

Страницы